Система охлаждения ДВС: как она устроена

Просмотров: 526

Система охлаждения двигателя – одна из самых важных, так как с ее помощью удаляется излишек тепловой энергии, вырабатываемой при трении металлических элементов силового агрегата. Основные элементы: рубашка, помпа, термостат, патрубки, радиаторы, вентиляторы.

Принцип работы

Система охлажденияПрактически на всех автомобилях система охлаждения работает одинаково. Сразу же после запуска двигателя запускается водяной насос, пропускающий антифриз по малому кругу: рубашка, охлаждающая блок, затем ГБЦ, а после обходные патрубки и обратно в помпу. Процесс немного отличается в машинах, где насос электронный, так как он дожидается сигнала от датчиков о повышении температуры до нужного уровня. Как только температура охлаждающей жидкости достигает отметки в 80-90 градусов, срабатывает термостат. В этот момент антифриз начинает работать по большому кругу, затрагивая радиатор. На этой точке маршрута подается встречный поток воздуха, который как раз и остужает жидкость. Когда датчики системы понимают, что охлаждения встречным потоком воздуха уже недостаточно, включается вентилятор. Чаще всего он получает сигнал на электропривод, который отключается сразу же после снижения температуры антифриза, в это же самое время циркулирующего по большому кругу.

Отличия в системах

Расширительный бачок. Системы, используемые автомобильными производителями для охлаждения двигателей, схожи. Различий не так много, одно из них – расположение термостата. В одних марках деталь устанавливается до радиатора, в других после, если рассматривать точку по движению антифриза.  Второе существенное различие – наличие расширительного бачка с давлением. Если он предусмотрен конструкцией автомобиля, то жидкость циркулирует через него, получая дополнительное усилие для движения. Иначе он может пригодиться, как резервуар, где есть запас антифриза на случай протечки.

Компоненты

Основные компоненты рассматриваемой системы:

  1. Рубашка. Устанавливается на ГБЦ и блоке цилиндров. Под этим термином подразумеваются герметичные каналы для циркуляции жидкости.
  2. Помпа. Работает с помощью приводного ремня или в системе ГРМ. Также допускается использование электронного насоса. Суть у них одна – поставка давления для циркуляции антифриза.
  3. Термостат. Клапан, автоматически открывающийся для перевода охлаждающей жидкости на большой круг, в который включен радиатор.
  4. Радиатор системы охлаждения. Радиатор. Это теплообменник, в котором есть входной и выходной бачки. Состоит из алюминиевых каналов, по которым бежит жидкость, теряя свое тепло.
  5. Печка. Также этот элемент называют радиатором отопителя. Он нужен для подачи теплого воздуха в салон транспортного средства. Вспомогательным элементом выступает вентилятор, который дует на рассматриваемый элемент, благодаря чему воздушные массы нагреваются.
  6. Расширительный бачок. В нем хранятся резервы охлаждающей жидкости. На разных марках автомобилей этот элемент представлен в тупиковом или циркуляционном варианте исполнения.
  7. Пробка. Устанавливается на бачке или радиаторе. Ее функция – сбрасывать повышенное давление в системе. Чаще всего она срабатывает, если рассматриваемый параметр превышает 0,9-1,3 бара.

Главным элементом многие механики заслуженно считают антифриз. Он имеет идеальные теплообменные функции, которые позволяют забирать энергию из двигателя и передавать ее на радиатор, при этом стальные компоненты конструкции не подвергаются окислению. Также охлаждающая жидкость не замерзает даже при экстремально отрицательных температурах.

закажите бесплатную консультацию механика
Задать вопрос
Задать вопрос
Задать вопрос